Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Я доживу до старости, быть может,
И не коснусь подножки самолета, —
Как будто он не мною прожит —
День торжества над Тягою земной!
Я доживу до старости, быть может,
Не видя сверху башни — ни одной!
И вниз земля не уплывет от взора,
И не забьется сердце в такт мотору,
Надоблачного не увижу кругозора,
Ни на миг от земли не оторвусь…
Какая грусть, Боже, какая грусть!

----------------------<cut>----------------------

Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

С грустью писала поэтесса начала XX века Мария Моравская. Казалось бы, что нельзя с ней не согласиться. Путь к подобным… техническим новшествам для женщин был закрыт. Но были и исключения.Развитие авиации затронуло и слабый пол. Это был по-настоящему тяжелый путь. Однако необычное приключение, в виде воздухоплавательной прогулки с кавалером, не редко становилось истинным призванием в таких, всё же исключительных, случаях.Женщины с печальными судьбами… Это были героини неба.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Авиатриссы – так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало – храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Увы, сегодня имена многих из них практически забыты. С приходом большевиков происхождение и биографии многих, особенно женщин-пилотов царской России – первых авиатрисс России, – совершенно не отвечали пропагандистским требованиям новой власти. Кем же были эти замечательные женщины?

Зверева Лидия Виссарионовна (1890 – 15.05.1916).

Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Дочь боевого генерал-майора, героя Балканской войны 1877-1878 годов – Виссариона Лебедева, жена лётчика Владимира Викторовича Слюсаренко. Лидия Зверева – выпускница Белостокского института благородных девиц. 25 июня 1911 года она поступает в только что открывшуюся авиационную школу “Гамаюн” Первого российского товарищества воздухоплавания в числе трёх первых учеников (двое других были мужчинами). Из дневников Зверевой: “Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полётов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы».10 (23 августа по новому стилю) 1911 года получила диплом авиатора № 31, став первой русской женщиной-авиатором.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Она, первой из женщин, выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. И хотя несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Её бесстрашием восхищались мужчины-авиаторы.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Летчик Константин Арцеулов

Известный летчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все рисковали подниматься на большую высоту». В апреле 1913 года она с мужем открывает в Риге авиашколу и авиационные мастерские.

Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

В эти же годы Лидия Зверева начинает свою работу, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе, и скоростных истребителей. С началом 1-й Мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод – «Авиационная фабрика Слюсаренко». До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств. Зверева скоропостижно скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от брюшного тифа в возрасте 26 лет. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

История стремительной смерти авиатриссы вызвала подозрение у её мужа, Владимира Викторовича Слюсаренко. Тем более, что после смерти Лидии Зверевой бесследно исчезли чертежи новых самолётов, над которыми работала его жена.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Слюсаренко был убежден, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливую молодую женщину-авиаконструктора. Но власти не придали значения ряду странных обстоятельств смерти Лидии Виссарионовны Зверевой и признали её смерть естественной.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Второй авиатриссой царской России была княгиня Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920). Первая в мире женщина – военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа – по новому стилю) 1912 года в Германии.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. Во время одного из полётов в апреле 1913 года в паре со знаменитым русским авиатором Всеволодом Михайловичем Абрамовичем произошла авиакатастрофа, в которой Абрамович погиб, а Шаховская выжила. Многие вину за гибель Всеволода Михайловича возлагали на княгиню Шаховскую.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

С началом Первой Мировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Прошение было удовлетворено и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. Правда чуть более месяца, так как была арестована по обвинению в шпионаже.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

И только благодаря личному вмешательству царя избежала смертной казни, последнюю заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961)
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Профессиональная певица окончила авиационную школу ПРТВ “Гамаюн”. 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56. В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте “Фоккер” мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы “Фоккер”. Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления. Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой “Вуазен” армии и на время отошла от лётного дела. Но “болезнь неба” дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала во Францию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Самсонова Елена Павловна (1890–1958)
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Е.П. Самсонова – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом – аналогом современного приза “За волю к победе”. Такой успех именно этой, хоть и единственной женщины, на сложной трассе автокросса особенно ни кого не удивил. Помимо того, что Самсонова стала виртуозным водителем, она была еще и одной из первых российских летчиц. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 “восьмёрок” вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на “баранку” в 9-й армии. В Галиции она служила шофёром с октября 1914 года по февраль 1915 г., затем её отправили в Москву для “поправки здоровья”. По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной “пилотессой″ она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л. Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С. Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Элиза Раймонда Дерош (1886 – 1919 гг) была профессиональной актрисой. К 20 годам она сделала успешную театральную карьеру, выбрав звучный сценический псевдоним «баронесса де Ларош». Самозванная «баронесса» была хороша собой, женственна и кокетлива, а ее экстравагантные туалеты производили фурор в парижских салонах. Все изменилось в одночасье. Как-то она обедала со своим приятелем, авиатором Шарлем Вуазеном, и он вдруг предложил ей «прокатиться» на аэроплане. Первый полет произвел на «баронессу»такое сильное впечатление, что она уговорила Вуазена дать ей несколько уроков самолетовождения. Вскоре Раймонда де Ларош стала первой в мире женщиной, которая самостоятельно подняла в небо самолет и пролетела на нем шесть километров. А уже через полгода, 8 марта 1910 года, Международная федерация аэронавтики выдала ей – первой в мире женщине! – лицензию пилота.

Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник.

Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

К сожалению, знания по пилотированию оставались для Домникии Иларионовны только теоретическими. В распоряжении супругов был лишь одноместный аппарат, что лишало инженера Кузнецова обучить жену лётной практике.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

И всё-таки в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их «Блерио-ХI» (на последним фото – супруги возле этого аэроплана перед началом лекции в Смоленске).Но Домникия Иларионовна не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю.
Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России

К счастью, сама Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало. И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник “первой русской женщиной-авиатором”.