...Слово «мастерство» как-то не вяжется с тем, что слышишь в этих записях. Это поет само сердце, открытое, нежное, удивительно чистое и доброе...

Личные симпатии. Валерий Агафонов

Как человек, выросший в походной среде, свои песенные запросы я удовлетворял в основном за счет бардовских — или как говорили тогда, самодеятельных — песен (хотя, конечно, далеко не у всех "походников" кругозор такой узкий). Но как-то раз ребята из Архангельского КСП предложили послушать пластинку Валерия Агафонова "Песни сердца".

----------------------<cut>----------------------

В сети можно найти очень много сведений о Валерии Агафонове. Настолько много, что трудно было выбрать лучшее — для тех, кто или совсем не слышал об этом исполнителе, или слышал мало. Поэтому ограничусь той информацией, что была напечатана на конверте той самой пластинки (а также рядом ссылок).

Личные симпатии. Валерий Агафонов

Творческая судьба исполнителя старинных романсов Валерия Агафонова сложилась непросто. Признание его искусства пришло тогда, когда певца уже не было в живых, и сначала по Ленинградскому, а затем и по Всесоюзному радио прозвучали передачи, посвященные его памяти. В музыкальную редакцию пошел поток писем. Люди самых разных возрастов и профессий писали о глубоком впечатлении, которое произвело на них пение Агафонова. Вот строки из письма ветерана сцены, заслуженной артистки РСФСР Евгении Владимировны Лисецкой: «Слово «мастерство» как-то не вяжется с тем, что слышишь в этих записях. Это поет само сердце, открытое, нежное, удивительно чистое и доброе». Сотни корреспондентов задавали одни и те же вопросы: выходили ли пластинки певца, где их можно найти, как случилось, что о нем ничего не было известно раньше...

Валерий Агафонов родился весной 1941 года. Отец погиб в первые же дни войны на Ленинградском фронте, а Валерий разделил судьбу всех блокадных детей. После войны окончил ремесленное училище, работал шлифовщиком на заводе имени Свердлова, учился в школе рабочей молодежи. Тяга к музыке, к пению, к театру не давала ему покоя с самых ранних лет, хотя и не было возможности заниматься этим серьезно. Чтобы быть поближе к искусству, он поступил рабочим сцены в учебный театр Ленинградского театрального института, потом работал там осветителем, радистом. Эти годы не прошли даром — вскоре он стал вольнослушателем в классе профессора, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. Валерия часто можно было застать в окружении студентов, к которым частенько присоединялись и преподаватели, которым он самозабвенно пел, сопровождая пение несложными еще гитарными переборами. Тогда же проявились его способности к живописи; он посещал мастерскую профессора Мыльникова, получал у него консультации. Общение с большими мастерами стало «его университетами», он приобрел вкус к настоящему искусству, увлекался поэзией.

Репертуар Валерия Агафонова рос очень быстро, с необыкновенной легкостью схватывал он все, что доводилось услышать. У певцов-цыган перенял он характерную для таборных песен манеру исполнения и пел эти песни так естественно и органично, что его пригласили в цыганский ансамбль Ленконцерта под руководством Б. Владимирова. Так началась его профессиональная певческая жизнь. Но по-прежнему его больше всего влекла русская поэзия и романс. Он поступил в Алтайскую филармонию в Барнауле, где выступал с исполнением русских романсов, затем был актером Вильнюсского русского драматического театра, пел на эстраде.

Своим искусством Валерий Агафонов старался продолжить лучшие традиции русского камерного музицирования. Аккомпанируя себе на гитаре, он умел создать атмосферу особой сердечной интимности, пел негромко, будто обращаясь лично к каждому из слушателей.

От природы поставленный голос — этим довольно редко встречающимся качеством обладал Агафонов. Он прекрасно ощущай и музыкальную фразировку, которая всегда подчинялась смыслу и настроению стихов. Студийных записей (на Ленинградском радио) певец успел сделать немного, но по любительским магнитофонным лентам, записанным во время его многочисленных концертов, можно судить о разнообразии владевших им настроений, импровизационности и пения и аккомпанемента. Игре на гитаре он также никогда не учился. Не зная нот, он подбирал аккорды на слух, и лишь многолетней ежедневной работой, упорным стремлением к совершенствованию добивался выразительного, высокохудожественного звучания инструмента.

В пении была вся жизнь Валерия Агафонова. Он мог петь в любое время дня и ночи для любой аудитории, если кто-то выражал желание послушать, и делал это со щедрой отдачей. Даже в моменты обострения болезни (а он с детства страдал двойным пороком сердца), когда попадал в больницу, как только становилось чуть-чуть легче, он требовал неразлучную свою гитару и пел для пациентов и докторов. Его искусство, так же как он сам, было простым и общительным. Своей любовью к русской музыке и поэзии он хотел поделиться со всеми.

Задушевное и чистое искусство старинного романса, составляющего неотъемлемую часть русской культуры, нашло в Валерии Агафонове глубокого и вдумчивого интерпретатора, которого люди будут слушать с благодарностью еще долгие годы.

М. Кадлец

Личные симпатии. Валерий Агафонов

Сайт, посвященный Агафонову. Там, помимо прочего, можно просмотреть фильм Александра Сидельникова "Петербургский романс. Валерий Агафонов".

Видео. Лики Русского Романса. Валерий Агафонов:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

К сожалению, фильма С.Зайцева "Порог сердца", посвященного В.Агафонову, найти не удалось.

_______________________________________________________

И еще об одном человеке, упоминание о котором напрямую связано с темой.

Когда я первый раз прослушал "Белую песню", то сначала подумал, что ее автор — Ю.Борисов — был представителем той самой "белой гвардии". Но, покопавшись в информации, узнал довольно интересные вещи.
Юрий Борисов был другом Агафонова еще с молодости, а также соавтором ряда его песен. Судьба же самого Борисова была не менее драматичной. Приведу текст из "Википедии":

Родился 4 ноября 1944 года в городе Уссурийске, однако вскоре переехал в Ленинград, где и прожил большую часть жизни. Учился в ремесленном училище, где познакомился с Валерием Агафоновым, ставшим его близким другом и исполнителем его песен. Училище Борисов не окончил, получив срок за мелкое хулиганство. Впоследствии не раз попадал за решётку, в том числе за бродяжничество и тунеядство. Сменил множество мест работы, в том числе давал уроки игры на классической гитаре (в юности был учеником виртуоза А. Ковалёва и учителем В. Агафонова). Кроме того, умея работать по дереву, сам занимался изготовлением гитар, а уже в 1980-е окончил ПТУ по специальности столяра-мебельщика.
Умер в 1990 году от «лагерного» туберкулёза. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Личные симпатии. Валерий Агафонов

Еще о Юрии Борисове можно прочитать здесь (приведен текст передачи радио BBC), а также здесь.

И напоследок — все, что удалось откопать (песни в исполении Валерия Агафонова).

P.S. Почему я отправляю эту статью не в раздел "Музыка"? Да потому, что здесь говорится не только и не столько о музыке, сколько о людях, которые сделали нашу замороченную жизнь хоть немного лучше...