курение прямо в кресле и полноценное спальное место

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

На заре авиации салоны самолетов выглядели совсем не так, как мы привыкли. Это сейчас хочешь поспать — плати. А что было раньше? Как раньше летали привилегированные пассажиры? На этот вопрос вам ответит наша история первого класса в авиации.

----------------------<cut>----------------------

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Канапе с икрой.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Середина 1960-х

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Обратите внимание, как одет стюард

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Американская Braniff International, 1967 год

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Размышления о 1950-60-х годах для гражданской авиации на Западе неизменно наполнены тоской по утраченной роскоши. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то грустил о советских самолетах? Я — нет. Давайте посмотрим, как обстояли дела в СССР.

Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации — 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!

Другое дело — заграничные рейсы. Здесь «Аэрофлот» старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Собак разрешали провозить прямо в салоне.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Кухня на ТУ-104. Именно тогда в СССР появилось понятие питания на борту.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Везде деревянные панели и кожа. Все были впечатлены…

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

…но ТУ-114 поразил граждан еще больше. Там появились полноценные спальные купе класса люкс на трех человек. Пассажирам выдавали подушку и одеяло.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

В Союзе тоже умели жить красиво.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Вот сидячий первый класс.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Салон главы государства в разных модификациях ТУ-134.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Вот информационная брошюра Аэрофлота на зиму 1961/62, можно посмотреть порядок цен на билеты. Напомню, что в 1962 году среднемесячная зарплата в СССР составляла 84 рубля. В 1973 году самый дорогой билет, Москва-Токио, стоил 1658 рублей в первом классе (при средней зарплате в 125 рублей).

В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: «в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки.»

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Первый класс в ТУ-144.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

А вот рекламные фотографии Аэрофлота конца 1980-х — начала 1990-х.

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)

Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь,... (Часть 2)