Угольная шахта «Подмосковная»

Фоторепортаж от victorprofessor
Сегодня мы с вами отправляемся в угольную шахту, спустимся на глубину 70 метров и посмотрим как она устроена. А еще вы узнаете где находится полузаброшенная мачта высотой 120 метров!

(40 фото)

----------------------<cut>----------------------

Угольная шахта «Подмосковная», расположенная в Тульской области (в 9 км от поселка Грицовский) на данный момент является единственной угольной шахтой во всем центральном регионе России. Шахта всегда считалась очень перспективным предприятием, но в последнее время в центральном регионе отказываются от использования угля для получения энергии. Упадок начался в 90-х годах, а ранее в одной только Тульской области работало более 30 угольных шахт, а еще были шахты в Рязанской, Тверской и Смоленской областях.

Главный инженер шахты Сысоев Юрий Львович устроил замечательную экскурсию, переоделся в рабочую одежду и подробно рассказал о внутреннем устройстве шахты. На шахте он работает более 25 лет.

1. Строительство шахты началось в 1967 году, предполагалось что это будет одной из крупнейших шахт Подмосковного угольного бассейна. Шахта была сдана в эксплуатацию в 1974 году.

Картинки кликабельны

Угольная шахта «Подмосковная»

2. В данный момент на предприятии задействовано около 80 человек, которые работают в 4 смены. Добыча угля производится очень малыми объемами, а учитывая текущую отпускную цену угля все это совершенно не рентабельно для шахты.

Угольная шахта «Подмосковная»

3. Основным видом транспорта на шахте является узкоколейная железная дорога с колеей 900 мм. На наземном участке работает 3 электровоза, а под землей — 7.

Угольная шахта «Подмосковная»

4. Гора пустой породы (террикон) расположенная вдали насыпается по очень интересной технологии. Туда ездит вагонетка по тросу закрепленному к мачте. Подвесная канатная дорога вдвойне уникальна тем, что является одномачтовой. Высота террикона примерно 50 метров, а верхняя точка мачты около 120 метров.

Угольная шахта «Подмосковная»

5. Общий вид шахты. Прошлый кадр был снят от огромной звезды на самой высокой точке здания шахты. Красная звезда размером более 1 метра давно уже перегорела...

Угольная шахта «Подмосковная»

6. Можно сказать, что угледобывающая отрасль находится на волоске от смерти.

Угольная шахта «Подмосковная»

7. Теоретически существуют проекты по развитию этой отрасли, но пока никаких реальных действий не предпринимается. До 90-х годов на шахте было задействовано более 1800 человек.

Угольная шахта «Подмосковная»

8. Ознакомимся с общим планом горной выработки. Добыча угла ведется на одном горизонте, на глубине 74 метра от поверхности земли. Под землю уходит два ствола — основной и вспомогательный. Через основной ствол происходит подъем угля на поверхность и закачивается воздух. Вспомогательный ствол служит для подъема и спуска людей и оборудования. Шахта имеет три крыла — северное, южное и восточное, их наглядно видно на представленной карте. Южное крыло частично затоплено, а восточное загазовано. Общая протяженность подземных тоннелей примерно 26 километров.

Угольная шахта «Подмосковная»

9. В административном здании шахты также имеются учебные классы. Раньше здесь проходили практику студенты. Обширный информационный материал подробно знакомит с устройством шахты.

Угольная шахта «Подмосковная»

10. Схема конвейерной линии. Опишу подробнее, это позволит лучше понимать кадры представленные непосредственно из шахты. Справа находится проходческий комбайн. Слева вертикально проходит вентиляционный штрек, параллельно ему идет откаточный, по которому вывозятся вагонетки с породой. Снизу на схеме проходит конвейерный штрек, где проложена конвейерная лента, по которой порода от места разработки перемещается к вагонеткам. Вверху горизонтально проходит бортовой штрек. Ниже на стенде представлены реле и переключатели управляющие электроборудованием.

Угольная шахта «Подмосковная»

11. Учебная модель проходческого комбайна 4ПП-2. Только здесь его можно увидеть целиком, ведь под землей он собирается из деталей на месте, и со всех сторон зажат породой.

Угольная шахта «Подмосковная»

12. Перед тем, как спуститься в шахту нужно ознакомится с правилами по технике безопасности, переодеться в спецодежду, получить каску, лампу и самоспасатель (устройство для защиты органов дыхания).

Угольная шахта «Подмосковная»

13. Главные часы. Раньше, в здании была установлена специальная ЭВМ, а у каждого шахтера был личный жетон, который нужно было отметить на этих устройствах. Сейчас все это отключено. После необходимо пройти шлюз с электрическим приводом дверей, где выравнивается давление воздуха.

Угольная шахта «Подмосковная»

14. Нулевая, место посадки в клеть для спуска под землю.

Угольная шахта «Подмосковная»

15. Перед дверью клети установлены таблички с предупреждениями, которые зажигаются одна за другой.

Угольная шахта «Подмосковная»

16. Заходим в клеть. Спуск под землю проходит достаточно быстро, как можно заметить на прошлой фотографии, к клети подходят рельсы, которые также находятся и на полу клети. Таким образом под землю опускают вагонетки. Ствол обделан металлическими тюбингами.

Угольная шахта «Подмосковная»

16а. Спустившись под землю необходимо пройти «акклиматизацию» в специальной комнате.

Угольная шахта «Подмосковная»

17. Каждый человек спускающися под землю обязательно должен отметится при спуске и сообщить о маршруте своего движения, и по ходу прохождения установленных в тоннелях телефону отзваниваться дежурному и сообщать о своем местонахождении. Мы начали движение по вентиляционному штреку в северное крыло.

Угольная шахта «Подмосковная»

18. Раньше здесь было освещение, но сейчас оно демонтировано. Про электричество: ко всему шахтному комплексу подведено напряжение 6 киловольт. В зависимости от давления грунта, на разных участках шахты устанавливаются различные виды крепей. Здесь можно видеть арочные бетонные крепи.

Угольная шахта «Подмосковная»

19. В тоннеле слева трапециевидная крепь. Контактный провод на данном участке тоже отсутствует.

Угольная шахта «Подмосковная»

20. Некоторые участки подтоплены. На железной дороге используются как деревянные, так и железобетонные шпалы, некоторые из которых не ремонтировались с момента открытия шахты.

Угольная шахта «Подмосковная»

21. Слева видна непроходная сбойка в сторону восточного крыла. Вход туда запрещен по причине загазованности. Под потолком можно видеть трубу пожарного водоснабжения, в которой постоянно находится вода под высоким давлением.

Угольная шахта «Подмосковная»

22. Один из пунктов остановки, где есть телефон. Юрий Львович отзвонился стволовому и сообщил о нашем местоположении. И тут все каааак ломанутся...

Угольная шахта «Подмосковная»

23. Впереди участок где произошло проседание свода вследствие притока грунтовых вод, для предотвращения обрушения своды штрека укрепили дополнительными опорами.

Угольная шахта «Подмосковная»

24. Очередная сбойка. Здесь мы поворачиваем налево.

Угольная шахта «Подмосковная»

25. А теперь направо. Всего мы прошли под землей более 7 километров.

Угольная шахта «Подмосковная»

26. Налево уходит откаточный штрек. Он закрывается дверью, для предотвращения утечки воздуха. Вообще, система вентиляции шахты устроена таким образом, что свежий воздух нагнетается с поверхности мощными вентиляторами.

Угольная шахта «Подмосковная»

27. На некоторых участках встречаются тележки с насосными установками. Они необходимы на тот случай, если изменится направление потока грунтовых вод и начнет подтапливать ту или иную часть тоннеля. Мы же поднимаемся направо наверх, чтобы выйти к проходческому комбайну.

Угольная шахта «Подмосковная»

28. Наконец подходим к лаве (это место подземной горной выработки). Слева на стене телефон, а сквозь арочную железную крепь можно увидеть добываемую породу. На путях стоит так называемый «энергопоезд», который обеспечивает питанием механизированный комплекс.

Угольная шахта «Подмосковная»

29. Пролазим непосредственно на выработку. Слева массив угля (забой лавы), а с правой стороны видно опоры проходческого комбайна, которые поддерживают незакрепленные своды уже пройденного участка. По центру хорошо видна «косичка» силовых проводов идущих к приводам проходческого комбайна.

Угольная шахта «Подмосковная»

30. Мы находимся непосредственно над опорами, слева хорошо видны гидравлические приводы опор, а справа привод шнеков, которыми ведется проходка. Высота здесь чуть более метра.

Угольная шахта «Подмосковная»

31. Затем срезанная порода подается на конвейер.

Угольная шахта «Подмосковная»

32. Привод конвейера.

Угольная шахта «Подмосковная»

33. Слева видны шахтные пускатели, они предназначены для управления электродвигателями. Справа
конвейрная лента.

Угольная шахта «Подмосковная»

34. Слева выход конвейерного штрека в откаточный. Именно здесь порода с конвейера загружается в вагонетки. Здесь еще сохранились лампы освещения тоннеля.

Угольная шахта «Подмосковная»

35. На большинстве участков деревянные шпалы, постоянно находящиеся в подтопленном состоянии. Под потолком подвешены троллеи, находящиеся под напряжением. Это означает, что каску снимать запрещено и руки над головой не поднимать.

Угольная шахта «Подмосковная»

36. А это еще один забой. Перед тем, как пойти в эту часть штрека был включена система принудительной вентиляции.

Угольная шахта «Подмосковная»

37. Вагонетки загруженные разобранными трубами пожарного водоснабжения в вентиляционном штреке.

Угольная шахта «Подмосковная»

38. Электровоз перегоняет вагонетки с углем по длинному откаточному штреку к главному стволу. Здесь они разгружаются в опрокидывателе. Вагоноопрокидыватель вмещает две вагонетки, при этом конструкция шахтной сцепки позволяет проводить эту операцию без опцепки.

Угольная шахта «Подмосковная»

39. Подземное электровозное депо, здесь же производится ремонт и обслуживание электровозов, на поверхность они не поднимаются. Депо находится в восточном крыле, и часть выработок поддерживается в пригодном для прохода состоянии для доступа в депо. Электровоз К10 с крайним 7-ым порядковым номером (во времена интерсивной работы шахты всего под землей находилось более 45 электровозов).

Угольная шахта «Подмосковная»

Возвращаемся обратно к руддвору, отзваниваемся стволовому и ожидаем спуска клети. Поднимаемся, сдаем инвертарь...

Проделанные в шахте работы впечатляют, и очень грустно понимать, что возможно совсем скоро все это исчезнет. У шахты есть задолженность по электроэнергии, а если отключат электроснабжение то в течение 6 часов произойдет ее полное затопление. Теоретически она еще будет подлежать восстановлению, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Хотя запасов угля в шахте хватит еще на насколько десятков лет...

Угольная шахта «Подмосковная»